“Когда-нибудь поэты механизируют поэзию, подобно тому как были механизированны все остальные процессы в мире”.
Гийом Аполлинер, поэт
Медиа-поэзия – это новое направление в современном искусстве, в котором соединяются современные технологии и поэзия для того, чтобы создать синтетическое произведение языкового искусства, которое новыми методами отражает современность. Особую роль играет форма, материальность или медиа такого произведения. Материальные свойства медиа-поэзии делают ее не словом, а событием, передать которое невозможно на бумаге или видео — зритель становится полноправным его участником и со-автором. Новая поэзия ищет себя в медиа-арте, саунд-арте, сайнс-арте, в генеративном инскусстве и искусстве перформанса.
Медиа-поэзия рождается тогда, когда появление звуков, слов, текстов, поэтических образов происходит согласно новейшей синтетической структуре множественных каналов восприятия действительности. Клиповое сознание, невиданная ранее легкость в получении информации. Современный человек одновременно воспринимает и обрабатывает данные из нескольких информационных источников. По
этому медиа-поэзия сегодня опирается на множественные каналы передачи информации: слух, зрение, прикосновение.
Лаборатория медиа-перформанса «ЛАБОРАТОРИЯ МЕДИА-ПОЭЗИИ» организована при грантовой поддержке
«Открытой сцены», при технической и информационной поддержке московского Музея современного искусства ММОМА.
Куратор Елена Деми-дова
Лаборатория проводится в период ноябрь 2013 — апрель 2014 г.
Включает в себя несколько тематических сессий
(ноябрь 2013 г., январь 2014 г., февраль 2014 г.)
и фестивальных показов работ преподавателей
и участников лаборатории
(ноябрь, декабрь, январь, февраль, март)
Финальный фестивальный показ в марте станет отчетным
для лаборатории: экспертным советом будут отобраны лучшие
работы и направлены на тематические фестивали и конкурсы.
«Лаборатория медиа-поэзии» -
поиск нового поэтического языка,
новых способов создания поэзии и ее репрезентации.
Лаборатория медиа-поэзии
мультидисциплинарный проект,
призванный содействовать коллаборации направлений
в современном искусстве.
Оъединяющим инструментом выступят медиа-технологии.
Взаимообмен произойдет по поводу и на территории поэзии.
– это наш способ получения сконцентрированно качественного
результата в отдельно взятой среде искусства,
попытка совершения квантового скачка внутри жанра
с помощью создания новых связей между разрозненными
дисциплинами.
По гранту «Лаборатории медиа-поэзии» осуществляется
техническая поддержка и продакшн лучших проектов
участников, предоставляется площадка для показа.
о лаборатории:
Елена Деми-дова:
Взаимодействие поэтического жанра и смежных областей искусства может вдохновить нас и помочь спроектировать новые поэтические формы. Мы надеемся, что медиа-технологии станут одним из самых эффективных инструментов для воплощения их в жизнь. И пусть говорят, что язык новых медиа зачастую непонятен зрителю (особенно язык медиа-поэзии кажется сложным и необъяснимым), но те каналы, по которым он воздействует сильнее наших представлений и умозаключений. Как только мы принимаем решение видеть, мы меняемся в тот же момент. Чтобы лучше понять себя обновленных, существующих в реалиях современного мира, нам нужно изучать азбуку новой культуры и искусства. Этим мы и займемся в лаборатории будучи художниками, зрителями, просто людьми.
Олег Макаров:
От Лаборатории медиа-поэзии я жду поиска новых и развития известных алгоритмов взаимодействия между поэтическим текстом и внешним (относительно этого текста) художественным миром. Работы над сознательным представлением поэтического текста в невербальном и неявном виде — например когда структура текста дает рождение новому, неочевидно связанному с данным текстом художественному образу. Жду прежде всего осознанных интерпретаций при полном отсутствии нарратива, поскольку расширение поэтических смыслов неуклонно ведет к повышению степени абстрактности медиапоэтического произведения.
Роман Осьминкин:
Формуле канадского теоретика медиа Маршаллу Маклюэну «the medium is the message» уже скоро полвека, а поэзия только нащупывает альтернативные пути своего развития. Это и логично, так как уткнувшись в пределы собственной де-терриоризации еще сто лет назад (с выходом поэмы Малларме «Бросок игральных костей не отменит случая», где поэт уподобил лист бумаги поверхности для алеаторного начертания знаков разного типа), поэзия вскоре дезертировала в сопредельные виды искусств, где на правах скорее бедной родственницы, чем равноправного типа выражения, пыталась хоть как-то продлить свою актуальность в быстро меняющемся мире. Мы же зашли с другой стороны. Осознавая всю маргинальность сегодняшнего положения поэзии и ее пребывания на периферии коммуникации, мы наоборот, решили втащить в поэзию эти самые сопредельные виды искусств и позаимствовать (поставить на службу) их медиа. Впрочем, почему их? Ведь медиа не имеют хозяина — в пределе они прозрачны и не принадлежат никому. Так вот, будучи всего лишь одними из множества неудовлетворенных внутритекстовыми экспериментами, мы начали поиск новых (новых ли?) форм репрезентации поэтического высказывания. И создали Лабораторию Поэтического Акционизма. И каково же было наше удивление, что эти новые формы напрямую или косвенно влияют на само это высказывание, если не определяют его. А некоторые, так даже только и делают такое высказывание впервые возможным. Вот тогда то перед нами и распахнулась практически бездна, сравнимая разве что с «садом расходящихся троп». Поэтому, конечно, назвать себя специалистом в медиа-поэзии я не могу. Я только в начале поиска иных форм жизни поэзии в современной реальности. Что это может нам дать — это отдельный и большой разговор, который мне и хотелось бы поднять в рамках будущей лаборатории. Начать можно с того, что, например, в догуттенберговскую эру поэзия бытовала в основном в устной, песенной традиции, а возникновение печатного станка, зафиксировав лингвистический знак на строго отведенном ему месте, во-многом редуцировало интонационные и перформативные компоненты поэтического высказывания.
Кирилл Широков:
В первую очередь мне интересно узнать различные точки зрения (в теории и практике) о самом предмете исследования лаборатории, поскольку ‘медиа-поэзия’ для меня — это более условное, чем определённое явление. Вывод о том, что, собственно представляет из себя не территория, а предмет этого искусства, я сделаю сам.
Кроме этого, конечно, мне всегда интересна коллаборация с представителями смежных видов искусств (я сам занимаюсь музыкой (компонированной и импровизированной) и поэзией). Любая лаборатория, в которой происходит поиск возможностей создания интердисциплинарной вещи (особенно если эта вещь определена, то есть имеет или должна иметь определённую территорию), кажется мне безусловно важной для жизни нового искусства.